Как самозанятому работать с заказчиком и на что обратить внимание
Самозанятые

У любого предпринимателя есть риск столкнуться с недобросовестным клиентом. В этой статье расскажем, чему стоит уделить внимание и как отстоять свои права в случае разногласий.
Какие моменты важно учесть
Самозанятые не работают по трудовым договорам, поэтому трудовое право не защищает их права и единственный способ отстоять себя — заключённый договор. При подписании договора стоит уделить особенное внимание следующим пунктам:
Предмет договора
Предмет договора должен быть полным и конкретным. В нём лучше оговорить все мелочи и нюансы.
Сроки
Все сроки оказания услуг, выполнения работ или изготовления продукции должны быть конкретно прописаны и выполнимы.
Порядок оплаты
Сроки оплаты также важно оговорить, также желательно прописать штрафы за задержку перевода. Для своего спокойствия рекомендуется также просить предоплату.
Порядок взаимодействия
Для длительного сотрудничества рекомендуется прописать способ связи: мессенджер, почта или что-то другое.
Форс-мажор
Обстоятельства непреодолимой силы также должны быть указаны, поскольку могут оказать влияние на процесс работы.
Чек
Условие о чеке должно быть включено в договор, чтобы про него не забыть. В противном случае можно получить штрафы.
Ответственность
Все возможные просрочки и нарушения и ответственность за них обязательно должны быть предусмотрены в договоре. Это основной пункт для отстаивания своих прав и взыскания ущерба.
Куда обратиться при нарушении прав
Если заказчик не оплатил работу, не выходит на связь или вовсе нагружает работой как штатного сотрудника, самозанятый может обратить в суд.
Перед обращением стоит определить, в какой орган обращаться с конкретным вопросом и подлежит ли дело суду по условиям договора. В договоре может быть прописано, в каком суде будет рассматриваться спор.
После этого составляется иск с полным комплектом документов. Исковое заявление должно содержать подробное описание нарушения прав.